Мой опыт


Авторское эссе 
Аналитический отчет 


Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе




Учебное занятие по литературному чтению



Учебное занятие по литературному чтению, 3 класс, учитель начальных классов Следнева Людмила Геннадьевна. Применение на занятии интерактивной доски. МАОУ г. Новосибирска гимназия № 15 «Содружество», участник проекта «Моя школа - весь мир» по направлению «Организация образовательного процесса в начальной школе, реализующей ФГОС».
ссылка https://www.youtube.com/watch?v=MGxFYMKo_Ks


Клип Год экологии 2017


Внеурочная деятельность:


Экоград, проект




До чего дошёл Прогресс?!



Проект МЫ ПОМНИМ. МЫ БЛАГОДАРНЫ. МЫ ГОРДИМСЯ!
4"Б" 2015 презентация
Выступление на Уч.Сиб презентация

Долгосрочный проект "Времена года" презентация

Классный час "Всюду добрые люди вокруг" презентация

Береги своё здоровье презентация

Статьи:



 Статья с сайтаВЫПУСК №65, ИЮНЬ 2016

Следнева Людмила Геннадьевна,

учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 15 «Содружество» г. Новосибирска










Использование ИКТ как ресурс развития учащихся в начальной школе


В наш стремительно развивающийся век информационных технологий использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это то, ради чего мы работаем. Новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Сегодня школа отражает аспекты современного информационного общества, в котором происходят серьёзные изменения, утверждение новой цивилизации, воспитывающейся на мультимедийно-цифровой культуре.
Модернизация школы связана с необходимостью решения одной из главных задач на современном этапе: сформировать информационную компетентность участников образовательного процесса, позволяющую овладеть навыками работы в Интернете, использовать электронные образовательные ресурсы, применять информационные технологии в своей деятельности.
  
Создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей повышение качества образования и условия для саморазвития, самосовершенствования личности ученика и учителя, – это цель программы информатизации нашей гимназии. И благодаря вступлению в проект «Моя школа – весь мир» гимназии удалось значительно пополнить свою материальную базу – на сегодняшний день интерактивные доски есть во всех классах начальной школы. Во многих кабинетах есть принтеры, и учителя, узнав о достоинствах документ-камеры, теперь хотят иметь ее и у себя в кабинетах.
 
Для более успешной организации учебного процесса и работы с родителями, учителями были созданы сайты, блоги. На страницах блогов можно познакомиться с жизнью класса, с нашими успехами и достижениями, увидеть фоторепортажи с различных мероприятий, получить полезную информацию, узнать последние новости. Для ребят есть интересные задания, мультики, тренажеры. На страничке ПДД и ОБЖ можно вспомнить необходимые правила. Блоги насыщены различными ссылками, которые помогают расширить рамки знаний в информационном пространстве.
      
Особое место в гимназии на сегодняшний день занимают занятия по робототехнике не только в начальных классах, но и в среднем звене. В рамках этого проекта в гимназию пришла поставка ЛЕГОконструкторов: набор ПервоРобот NXT: Экоград, набор ЛЕГО MINDSTORMS® Education, ЛЕГО WEDO. На базе МАОУ гимназии № 15 «Содружество» в течение учебного года были организованы занятия по «ЛЕГО-конструированию» и робототехнике во внеурочное время.
  
По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта – формирование и развитие у ребенка УУД, определенных навыков, компетенций.
Для меня стало большой радостью появление в кабинете интерактивной доски. Оказалось, что работать с интерактивной доской просто и увлекательно. Использование интерактивной доски на уроке придаёт особую атмосферу. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень.
     
Формирование УУД у младших школьников является основной целью моей работы с детьми во время урочной и внеурочной деятельности. В качестве одного из средств формирования учебных действий я использую работу на интерактивной доске (ИД). Применяя ИД в процессе обучения, вызываю повышенный интерес у детей, что усиливает мотивацию обучения, управляю творческой и познавательной деятельностью на уроке. В этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, при которой учитываются индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы ребят. ИД позволяет построить урок так, чтобы ученик удивлялся каждому новому виду учебной деятельности и чувствовал уверенность в умении освоить новый материал или решить новую задачу.
Применение интерактивного программного комплекса в обучении позволяет управлять познавательной и творческой деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы, а также даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
Применение ИД в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливаетмотивацию обучения, позволяет управлять познавательной и творческой деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы, а также даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
  
Использование ИД дает мне возможность быстрого доступа к любой информации, осуществляя «диалог» с источником знаний (словарь, энциклопедия), при этом экономится время на уроке. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и др. расширяет возможности представления учебного материала. Применение ИД позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока и в разных формах работы.
Доска – это полезный инструмент в руках учителя. Важнейшим критерием является подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка. Почти у каждого первоклассника сегодня есть сотовый телефон, и у многих учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.
Возможности использования интерактивной доски в процессе обучения в начальной школе велики, её можно использовать:
– как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
– как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
– как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто, интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.
ИД помогает реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.).
   
Интерактивная доска позволяет разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. ИД помогает учителям донести информацию до каждого ученика в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень доступно и интересно.
На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.
Что дает учителю применение интерактивной доски в школе?
– Интерактивная доска позволяет учителю выводить на экран заранее подготовленные материалы, и время урока используется только на решение поставленных задач.
– Интерактивные доски дают возможность многократно использовать дидактический материал, вести в одной параллели с одним и тем же материалом совершенно разные уроки, подстраивая темп подачи материала под конкретных учащихся.
– Интерактивные доски создают условия для более быстрого восприятия информации учениками на уроках за счет воздействия через все информационные каналы.
– Интерактивные доски снижают тревожность учащихся при работе у доски.
– Интерактивные доски предоставляют больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе; стимулируют участие школьников в групповых дискуссиях, усиливая интерес к обсуждаемым проблемам.
– Интерактивные доски предоставляют больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе; позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.
– Интерактивные доски помогают учителю провести проверку знаний сразу всего класса, организовать грамотную обратную связь «ученик-учитель».
– Учитель может работать с интерактивной доской из любой точки класса благодаря использованию специальных графических планшетов.
– Интерактивные доски сокращают непродуктивное использование времени урока (за счет времени, потраченного на записи и т.д.).
– Разработанная учителем методика использования интерактивной доски позволит создавать базу различных демонстрационных и методических материалов, которые можно применять на уроках многократно.
– Интерактивная доска помогает учителям сделать уроки живыми и привлекательными, позволяет преподнести ученикам информацию в широком диапазоне средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.) динамическими способами.
– Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменять модель, переносить объект на другое место или устанавливать новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
– Все записи на интерактивной доске сохраняются на компьютере и могут быть вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.
ВЫПУСК №65, ИЮНЬ 2016

Преемственность формирования инженерно-конструктивного мышления на занятиях по робототехнике
Перед современной школой ставится проблема обучения и воспитания человека нового мышления, способного к самосовершенствованию, самообразованию и определению своего будущего. В настоящее время России необходимы такие специалисты, как инженеры, конструкторы, технологи машиностроения и ракетостроения. Современные школьники должны обладать комплексом знаний в естественнонаучной и технической областях, чтобы осуществлять их интеграцию с технологиями современных производственных процессов, информационными технологиями, с конструкторско-техническим и художественным творчеством. В этой связи одним из важных направлений формирования базовой культуры личности становится инженерная культура.
Современный инженер — это высококвалифицированный специалист, который должен не только обладать отличными знаниями в области современной техники и технологий, но и умело использовать инженерные методы при решении инженерных задач.
Одним из видов инженерной деятельности является конструирование, оно больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей.
    
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, которая отвечает потребностям и интересам школьника. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и его форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические умения. Конструируя, ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). При этом развиваются мышление, креативность, коммуникабельность, навыки презентации, способность доказывать, убеждать и работать в команде – это ценнейшие компетенции нашего времени. Лего-конструирование — это общетехнический предмет, построенный на базе образовательных конструкторов фирмы Lego для обучения школьников конструированию, моделированию.
В рамках проекта «Моя школа – весь мир» в нашу гимназию пришла поставка ЛЕГО конструкторов: набор ПервоРобот NXT: Экоград, набор ЛЕГО MINDSTORMS® Education, ЛЕГО WEDO. В гимназии № 15 «Содружество» были организованы занятия по «ЛЕГО-конструированию» и Робототехнике во внеурочное время.
 
Курс по «Робототехнике» в начальных классах проводится в 3 и 4 классах. В 3-х классах программа рассчитана на 34 часа. Это вводный курс, который охватывает всю параллель третьих классов. Занятия ведутся по полугодиям по 2 часа в неделю, первое полугодие, чтобы охватить всех детей на параллели.
На занятиях используются наборы конструктора LEGO WeDo. Конструктор «Лего» «WeDo» дает возможность построить 12 моделей по инструкции для решения задач в разных предметных областях. Данный набор конструктора, помимо стандартных строительных кирпичиков, имеет мотор, два датчика, коммутатор, программное обеспечение и различные механизмы. Программируя через компьютер, ребенок может «оживлять» свои модели.
    
В 3 классе несколько занятий посвящается ознакомлению с деталями, видами передач, созданию 6 моделей из наборов, работа с набором «Экоград» и созданию своих проектов.
    
Работая индивидуально, парами или в командах, учащиеся учатся создавать и программировать модели. Применение конструкторов LEGO позволяет повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей, речь становится более развитой, логической. На занятиях учащиеся создают индивидуальные и групповые проекты. Каждый проект нужно представить и придумать свою историю. По окончании курса был разработан проект «Путешествие». Ребята с удовольствием включились в эту деятельность, приносили дополнительные наборы Лего конструктора из дома.
Наиболее заинтересованные дети стали проектировать свои модели из наборов Лего WeDo и, у кого была возможность, приобретали наборы Лего NXT и EV3 приносили на занятия наборы и модели. К концу курса обучения в 3 классах выявляются наиболее заинтересованные и одарённые дети.
        
В 4 классе программа рассчитана весь учебный год, занятия посещают все, кто желает. Курс состоит из 3 разделов. Осуществляется постепенное изучение материала с выходом на индивидуальный проект.
Раздел 1. Введение в робототехнику
Раздел 2. Передачи движения. Механизм-рычаг.
Конструирование и программирование моделей.
Работа со звуком.
Зачётные работы по темам.
Раздел 3. Обобщение пройденного материала. Проектная деятельность
Защита проектов
Ожидаемый результат (учащиеся должны знать и уметь):
1. Знание основных принципов механики.
2. Знание основ программирования в компьютерной среде, моделирования.
3. Умение работать по предложенным инструкциям.
4. Умения творчески подходить к решению задачи.
5. Умения довести решение задачи до работающей модели.
6. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
7. Умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Безусловно, помимо основных занятий по робототехнике, проводятся мероприятия, позволяющие привлечь интерес к данному направлению: конкурсы по робототехнике, викторины, мастер-классы по конструированию и программированию роботов, соревнования, творческие проекты, где учащиеся могли посоревноваться и поделиться собственным опытом.
Лучшие работы выставляются на районной и городской НПК и соревнованиях.
        
Занятия робототехникой дают хороший задел на будущее, повышают у учеников интерес к научно-техническому творчеству. Кроме того, эти занятия заметно способствуют целенаправленному выбору профессии инженерной направленности. Образование должно соответствовать целям опережающего развития, другими словами, обеспечивать изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, ориентироваться как на знаниевый, так и деятельностный аспекты. Образовательная робототехника в полной мере реализует эти задачи.
Таким образом, формируя инженерную культуру у школьников посредством Лего-конструирования, мы стремимся пробудить интерес к инженерии с раннего возраста с целью выявления способностей и воспитания талантов.




Людмила Геннадьевна Следнева,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МАОУ гимназии №15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска

Семья – основа нравственного воспитания
Семья является традиционно главным институтом воспитания, обладает естественным потенциалом для того, чтобы заложить в человеке тот физический и нравственный фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться вся его личная, социальная жизнь и деятельность.
Всё начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость: «Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнёшь характер, посеешь характер, пожнёшь судьбу». Всё, что происходит с ребёнком в школе – является результатом тех отношений, которые царят в семье. Каждый взрослый должен уметь смотреть на себя и свою жизнь глазами ребёнка и помнить о том, что воспитывать надо не только словами, а своим собственным примером, своим поведением. Дети должны учиться совершать поступки, правильно реагировать на трудности, уметь строить отношения с другими людьми на основе нравственных, этических норм нашего общества.
Школьные годы – часть жизни ребёнка. И поэтому очень важно, чтобы она была наполнена счастьем познания, приобщения к сокровищнице мировой культуры, радостью общения. Желание и умение учиться, радость получения новых знаний – основа ответственного отношения к учению, школьным обязанностям, взаимопонимания и сотрудничества с одноклассниками и учителями. Можно научить детей учиться, пробудив их к добрым поступкам для блага людей, утвердив в их сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир других людей сердцем.
Школа оказывает важное влияние на нравственное становление личности ребёнка, координируя и дополняя семейное влияние. Готовит будущих граждан, которые должны быть не только образованными, но и культурными, здоровыми физически, психически, социально и духовно, должны уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за свои поступки и не ущемляя права и свободу других.
Начало нравственного воспитания – в сердце и уме каждого из нас, в том, как мы видим, чувствуем, оцениваем свой народ, себя и свое место в жизни.
Родина, Дом, Семья, Отец, Мать – что может быть теплее этих слов! С ними каждый человек впервые начинает осознавать себя, с ними он растет, взрослеет, учится, работает, заводит семью и воспитывает детей. Вот почему так важно – как человек эти слова понимает, как он их чувствует.
Чем больше учитель знает о жизни ребенка вне школы, тем лучше он понимает его нужды, тем эффективнее может организовать образовательный процесс, скоординировать усилия школы и семьи в области нравственного воспитания, подсказать правильные решения жизненных задач. Без сотрудничества с детьми и их родителями, бабушками и дедушками школа никогда не станет для учащихся вторым домом, а, напротив, всегда будет оставаться чужой.
Семья – это фундамент, на котором строится здание личности ребёнка. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека.
Я считаю своей задачей объединение позитивных факторов семейного и школьного воспитания. В своей деятельности стремлюсь установить контакт с семьями учащихся и вовлечь их в совместную деятельность – это вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в семейных праздниках, оказание психолого-педагогической поддержки родителям. Взаимопонимание, постоянный контакт с родителями, разнообразные формы работы с ними – всё подчинено одной цели. Только вместе и сообща можно научить детей учиться познавать окружающий мир и самих себя. Поэтому я провожу семейные праздники и интересные мероприятия: «Праздник осени», «Новый год», «День именинников», «КВН», «8 Марта», «Прощание с Азбукой» (в первом классе) и т.д. Сценарии к праздникам пишу сама, при этом привлекаю к их созданию и детей, и родителей.
Проведение в школе разнообразных родительских встреч, семинаров, создание семейных клубов, вовлекающих отцов и матерей в обсуждение непростых вопросов повседневной жизни, значительно повышают их духовную и психологическую ответственность за нравственное воспитание своих детей. Родители еще раз задумаются о роли родных и любимых в своей жизни, о вечной, непреходящей ценности семьи, рода, о невидимых нитях любви, сочувствия и милосердия. Каждый из родителей сможет глубже познать и раскрыть себя, понять причину мира или разлада в семье, научиться находить выходы из сложных ситуаций, связанных с воспитанием.
Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к окружающему миру, природе. Нравственное воспитание является делом общенациональной важности, и ответственность за осуществление процесса нравственного воспитания детей ложится на школу и семью. Нравственное здоровье семьи утверждает в человеке чувство собственного духовного достоинства и здоровой гражданственности. Создать и сохранить духовно-нравственную здоровую семью – это значит сохранить наше будущее – детей.

Участие в проекте "Моя школа-весь мир!"
http://msh-vm.blogspot.ru/
http://gym15sodruzhestvo.blogspot.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий