ФГОС и Диагностика

Презентация ФГОС и Школа 2100

http://www.myshared.ru/slide/162066/



СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ




В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе должна быть разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:
· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; · уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
· использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.


ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
· способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
· умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
· умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
· способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
· умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, какрешение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. 
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ   

   Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
   Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
    Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе. 

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.  
Разделы рабочего Портфолио:
1. Перечень представленных в портфолио документов
2. Участие в олимпиадах
3. Участие в научно-практических конференциях 
4. Участие в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования
5. Информация о спортивных достижениях


Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
·         самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
·         смыслоообразование  поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
·         морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
·         сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
·         ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
·         сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
·         сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
·         сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
·         знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка  личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Данного опыта работы в школе пока нет.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Использование в работе с младшими школьниками листов оценки достижения метапредметных результатов обучения
Система оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП должна: 
  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование УУД;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования;
  • предусматривать оценку достижений учащихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений школьников.

В ФГОС и примерной ООП требования к метапредметным результатам представлены на конец обучения в начальной школе. Для успешного достижения планируемых результатов важно дифференцировать их по годам обучения, для этого можно разработать листы оценки достижения младшими школьниками метапредметных результатов обучения на конец каждого класса начальной школы. Некоторые формулировки критериев оценки конкретизируются и наполняются новыми аспектами от года к году, с каждым новым учебным годом появляются и новые критерии. Школьнику с каждым годом требуется продемонстрировать владение все более сложными учебными действиями.

При разработке листа оценки метапредметных результатов следует учитывать требования программы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.

Лист оценки необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и прогнозированию результатов своей работы. В течение учебного года важно использовать листы оценки достижений на этапах целе-полагания и рефлексии. Можно включить работу с листом оценки достижений в ход каждого урока, тогда учащиеся получают возможность осмыслить и понять конечный результат обучения за определенный период.

Листы оценки достижений могут быть включены в портфолио учащегося, т. к. они позволяют отслеживать динамику его достижений.
Задания на проверку сформированности метапредметных результатов могут быть связаны с предметным содержанием или продуманы к различным познавательным и жизненным ситуациям. Многие задания могут быть разработаны применительно к научно-популярным и художественным текстам. Критерии могут дополняться в соответствии с концепцией УМК и особенностями ООП.

В приложении представлено примерное оформление листов оценки метапредметных результатов обучения в 1  классе.

Примерное оформление листа оценки
метапредметных результатов обучения в 1-м классе
Ф. И. ученика: ________________________________________________________.
Класс: _________________.
Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: "+" – "Я знаю и умею", "-" – "Пока не знаю, не умею", "?" – "Я знаю, но не уверен".
Критерий оценивания
Примерное задание
Самооценка ученика
Оценка учителя
Регулятивные УУД
Умение принимать учебную цель
Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?

Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов


Умение следовать инструкции учителя
Выполни задание по указанию учителя: открой хрестоматию на странице ___, найди второе предложение, прочитай его и запиши в тетрадь.

Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов


Умение осуществлять действия по образцу
Выполни задание так, как показано на рисунке


Умение оценить свой результат по одному критерию
Оцени свою работу на волшебной линеечке. Объясни, почему так себя оценил.

Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне


Познавательные УУД
Умение читать простые модели и схемы, дополнять их
1. Расскажи, что изображает модель?
2. В парке посадили еще 2 дерева. Дорисуй их на модели.

Примечание: модель представляет собой символическое описание растений: их количества, расположения. Задание дается после прочтения текста о растениях


Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями
Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему?


Умение ориентироваться в пространстве
Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо


Умение сравнивать и группировать по одному критерию
Сравни объекты по величине, распредели их в группы.

Примечание: объекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке


Чтение: работа с информацией
Умение находить явную информацию в тексте
Выпиши из текста имена главных героев


Умение ориентироваться в тексте учебной книги
1. Найди страницу ___.
2. Посмотри, что изображено в верхнем левом углу страницы?
3. Найди номер страницы, где начинается рассказ о Москве


Умение находить 1–2 существенных признака явления (события, понятия) на основе прочтения текста
Расскажи (напиши) почему белочка не замерзает зимой?


Коммуникативные УУД
Умение задавать вопросы
Сформулируй два вопроса к тексту


Умение работать в паре
Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя


Умение строить монологическое высказывание
Составь краткий рассказ по иллюстрации


Умение контролировать свои действия
Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?



Диагностика

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено ФГОСом как одна из важнейших задач образования. Термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действий учащихся и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Выделяются следующие виды универсальных учебных действий: регулятативные; познавательные; коммуникативные. 
В Образовательной системе «Школа 2100» разработана диагностика предметных знаний и умений учащихся 1-4 классов в виде самостоятельных и контрольных работ в тетрадях на печатной основе.
Диагностика метапредметной готовности у первоклассников на начало обучения представляет собой предпосылки к формированию универсальных учебных действий.
Метапредметная диагностика.
Универсальные учебные действия (УУД)
Проявления предпосылок формирования УДД
Значение для обучения
Общепознавательные
Преодоление эгоцентризма. Децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии
Познавательная мотивация. Самоопределение ребенка. Готовность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, с помощью усвоенных знаний и способов действий
Регулятивные
Произвольность поведения – действие по образцу и правилу
Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий.
Коммуникативные
Коммуникация как общение, кооперация, способ взаимодействия.
Готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками.


На конец 1 класса также необходима диагностика уровня сформированности универсальных учебных умений.
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса в 1-м классе
Личностные(умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)
В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные(умения организовывать свою деятельность)
Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предположение (версию).
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные(умения результативно мыслить
и работать
с информацией
в современном мире)
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ориентироваться в учебнике.
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать предметы и их образы.
Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные(умения общаться, взаимодействовать с людьми)
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Пособие содержит диагностические материалы (проверочные работы), позволяющие педагогам и родителям выявить, насколько успешно у ребенка формируются универсальные учебные действия, как идет его личностное развитие.

Данное пособие является составной частью комплекта учебников и пособий развивающей Образовательной системы "Школа 2100"

Е.В. Бунеева,  А.А. Вахрушев, С.А. Козлова,О.В. Чиндилова-Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы, 1 класс


Готовность ребенка к школе

Диагностические тесты и методики для выявления готовности ребенка к школе:
Тест словаря.
Определение уровня развития мелкой моторики рук.
Запоминание 10 слов, не связанных по смыслу.
Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка».
Тест фонематического слуха.
Тест "рисунок школы".
Тест «Два домика».
Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности.
Тест «Классификация предметных картинок».
Стандартная беседа Нежновой.

Диагностические тесты и методики

Комплекс методик для отслеживания некоторых аспектов нравственного развития младших и средних школьников.
Изучение самооценки личности.
Методика определения самооценки.
Анкета "необитаемый остров".
Методика определения уровня сформированности умений и навыков. 
Изучение внимания. 
Изучение памяти. 
Игры и упражнения для детей.
Диагностика социально-педагогической запущенности детей.
Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников.
Диагностика наличия страхов.
Тест тревожности.
Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено.
Тест "круги".
Методика изучения уровня внимания.

Комплексные итоговые работы

1 класс
2 класс
Книги:

Комплексная итоговая работа "Как меня в лесу застала гроза?"
Комплексная итоговая работа "Сколько у кого детей?"
1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
Комплексная итоговая работа "Божья коровка"
Книги:
Логинова О.Б., Яковлева С.Г.Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс ФГОС
3 класс
4 класс
Комплексная итоговая работа "Картошка"
Комплексная контрольная работа `Жаба ага`
Книги:
Логинова О.Б., Яковлева С.Г.Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс ФГОС
Внимание! В электронном варианте книги О.Б. Логиновой - опечатки в заданиях №5 и №6.
Метапредметная проверочная работа
Итоговая комплексная контрольная работа `Кит убийца`
Комплексная контрольная работа`Висячие сады`
Комплексная контрольная работа "Пчёлка"
Комплексная контрольная работа "Белый медведь"
Комплексная контрольная работа "Антарктида"
Комплексная контрольная работа "Грибная удача"
Комплексная итоговая контрольная работа в 4-м классе. Структура итоговой контрольной работы. Примеры заданий с ответами. Рекомендации по оцениванию.
Комплексная итоговая контрольная работа в начальной школе
Анализ результатов выполнения итоговой контрольной работы
Оценочный лист для анализа комплексной итоговой работы в 1 классе (формат Excel)
Оценочный лист для анализа комплексной итоговой работы во 2 классе (формат Excel)
Оценочный лист для анализа комплексной итоговой работы в 3 классе (формат Excel)
Анализ комплексной работы. 1 класс
Анализ комплексной работы. 2 класс
Аналитическая справка по итогам выполнения комплексной итоговой работы

 по материалам сайта Плотниковой О.В. "Первая ступень"другим материалам из открытых источников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий